Фармацевтическая помощь – один из важнейших элементов системы здравоохранения. И в то же время та часть работы аптечных организаций, которая касается отпуска лекарств, медизделий и иного нелекарственного ассортимента покупателям-пациентам, регулируется законодательством о защите прав потребителей.
Фармацевт и провизор должны быть хорошо знакомы со всеми нормами в данной сфере, начиная с ключевого права потребителя – права на информацию. Если оно нарушено, даже лекарство надлежащего качества будет подлежать возврату или обмену.
Яркий пример такой ситуации – когда вместо необходимого посетителю препарата ему было отпущено средство с похожим, созвучным названием. Или в другой лекарственной форме (крем вместо мази, раствор для инъекций вместо раствора для приема внутрь). Или в другой дозировке (омепразол 20 мг вместо омепразола 10 мг, эналаприл 10 мг вместо эналаприла 5 мг).
Как видно, в стенах аптечной организации право потребителя быть информированным тесно взаимосвязано с правами пациента при получении медицинской помощи. Вот почему аккредитованные в системе НМиФО вебинары, проведенные с 27 по 31 мая Ассоциацией аптечных учреждений (СРО) «СоюзФарма», были посвящены соблюдению законодательства о защите прав потребителей в процессе фармацевтической деятельности.
Слушателями онлайн-лекций стали фармацевты и провизоры, в том числе руководящие сотрудники аптечных организаций. Каждому специалисту, успешно прошедшему образовательное мероприятие, были начислены 3 ЗЕТ.
Докладчик – ведущий фармацевтический инспектор Ассоциации Валентина Чугунова – подробно рассказала участникам об основных нормах законодательства о защите прав потребителей и их правильном применении в практике фармдеятельности. Провизоры и фармацевты смогли детально проанализировать все аспекты надлежащего информирования посетителей – от вывески аптечной организации и оформления ее зала до самого процесса фармацевтического консультирования.
Также были внимательно изучены особенности работы с поступившими требованиями – например, при обнаружении недостатков в приобретенном лекарственном препарате или медицинском изделии.
Слушатели узнали о тех нарушениях прав потребителей, которые могут быть допущены с наибольшей вероятностью, – и получили подробную консультацию о методах предупреждения подобных ошибок в аптеке. В силу специфики и значения фармдеятельности их спектр достаточно широк – от особенностей размещения информационного стенда до неполноты фармацевтического консультирования и смешения похожих наименований лекарственных препаратов.
Благодаря полученным знаниям специалисты смогут принять все необходимые меры по соблюдению норм законодательства о защите прав потребителей – и обеспечить посетителей своих аптечных организаций правильной и полной информацией по всем вопросам применения лекарств, медизделий и иного аптечного ассортимента.
ААУ (СРО) «СоюзФарма» является провайдером в системе непрерывного медицинского и фармацевтического образования с 2016 г. и регулярно проводит образовательные мероприятия для специалистов аптечных организаций. Участие в вебинарах для слушателей бесплатное.
В ближайшем будущем запланированы новые вебинары НМиФО для фармацевтов и провизоров.