СОЮЗФАРМА

СОЮЗФАРМА

Ассоциация аптечных учреждений

Войти   Вступить в СРО

Деньги придут


Эксперт прогнозирует приток денег от инвесторов на фармрынок на фоне пандемии

Рынок ожидает приток новых инвестиций, но рознице придется побороться за них с новыми игроками, которые придут уже в сентябре. Об этом ведущему программы "ФармаЛогия" на канале Mediametrics Олегу Гончарову рассказал финансовый директор Группы компаний "АСНА" Михаил БАЗЫКИН.

 - Как вы оцениваете текущее состояние экономики? Что нас ждет в ближайшем будущем? - Если смотреть на рынок фармы с точки зрения глобальной перспективы, то надо понимать: у инвесторов много денег и они постоянно перекладывают их из одних активов в другие. Они постоянно думают, где можно заработать больше, куда безопасно вложить деньги. Кризис с COVID-19 лишний раз показал инвесторам, что фармацевтические активы не упали, а некоторые выросли в цене и начали развиваться. К примеру, люди, которые создали вакцину, наверняка сейчас чувствуют себя богатыми. Я ожидаю, что на этом фоне инвесторы продолжат искать проекты внутри фарминдустрии и вкладывать деньги. Да, будет много инициатив, которые будут появляться и умирать, но фарминдустрия однозначно ощутит приток денег. - Но это коснется в первую очередь производства?

 - Я думаю, не только производства. Инвесторы будут искать различные идеи. Если говорить о менее глобальных историях, то, считаю, можно смотреть на будущее фармрозницы более-менее оптимистично. В течение полутора лет люди боялись за жизнь и переживали, смогут ли они найти лекарства или нет. Фармацевты и фармрозница помогли людям выжить в это непростое время, поэтому к самой фарминдустрии отношение изменилось в положительную сторону.

 - Что следует учитывать сейчас аптечному рынку, какие есть ограничения и какие возможности появились?

 - С точки зрения финансов я бы обратил внимание на то, что рынок фармрозницы и аптечный рынок становятся полем, где начинают играть крупные игроки. Сюда выходят достаточно крупные хищники - например "Сбер" со своей экосистемой. Маркетплейсы тоже уже стоят на пороге: Ozon, Wildberries, Яндекс и все другие ребята, которые хотят зайти на этот рынок. Это произойдет, и это будет та реальность, с которой нам всем предстоит столкнуться.

В чем наши возможности? Как я уже сказал, у потребителя осталось позитивное отношение к тем аптекам, в которые он периодически приходил в пандемию. Сейчас у аптек есть шанс продолжить вкладываться в сервис и обучение первостольников/фармацевтов, чтобы сохранить и поддержать хорошее отношение клиентов. Нужно сберечь доверие к рознице, которое выросло в это непростое время.

 - Как сейчас обстоят дела на фармрынке?

 - Первый квартал - это падение рыночного оборота и падение покупательского спроса. Что происходит с аптеками? В первый квартал 2021 года у аптек запас стоков, нет того денежного потока, к которому они привыкли ранее, да и сезон получился не сезоном. Второй квартал, который сейчас подходит к концу, плюс-минус такой же - людей по-прежнему нет, стоки потихоньку распродаются, а обязательства по счетам перед поставщиками уже подходят. Появляется все больше проблем.

 - Есть какие-нибудь доступные финансовые инструменты, которые позволят аптекам пережить это состояние, в котором они оказались?

 - Нужно аккуратнее относиться к запасам и смотреть, что происходит. Сейчас начинается новый всплеск (заболеваемости коронавирусом - Прим. ред.), и неизвестно, сколько он продлится. Именно сейчас надо подумать над распродажей товарных остатков и необходимостью следить за ситуацией в каждом регионе, какая там идет динамика и т.д. На рынок выходит "Сбер", все уже видели агрессивную рекламу "СберЕаптеки" в социальных сетях. С 1 сентября фарма также откроется для маркетплейсов. Надо мыслить стратегически - если будешь работать в одиночку, то не выживешь. Сначала уйдет 5% покупателей, затем 10 и 15. Вы, может, и не заметите этого сразу либо перепутаете с сезонностью.

 - А что с Е-com?

 - Как я уже говорил, хотите потратить деньги просто так - тратьте, но все же желательно найти партнера. Зачем просто разбрасываться деньгами? Вряд ли вы догоните Аpteka.ru, "Здравсити", "СберЕаптеку", у вас просто нет таких ресурсов. Нужно искать партнера, который решит проблему с представленностью в интернете.

 

 

Партнеры


31-Й РОССИЙСКИЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ ФОРУМ ИМ. Н.А. СЕМАШКО 2024