"Мы видим только то, на что смотрим,
но суть увиденного зависит от имеющихся знаний".
Пол Фолкнер
Российский рынок e-commerce в 2020 году продемонстрировал рекордный рост на 69%. По материалам отчета Data Insight, всего за 2020 год было сделано 830 млн заказов, обеспечивших российскому e-commerce годовой оборот в 2,7 трлн. рублей.
За 2020 год число выполненных заказов увеличилось на 365 млн. 7% из этих миллионов составили заказы на фармацевтические товары.
Что ж, погрузимся в эту e-pharma. Но уже через данные DSM Group, агентства, наиболее цитируемого деловыми СМИ, в поле информации по фарме.
Тем более, что как раз e-pharma в 2020 стала, вероятно, одним из самых мифологизированных сегментов e-coma. Ведь именно в этом сегменте, зачастую на одну покупку приходиться до 3 заказов, а многие из заказов не выкупаются совсем.
Ведь именно в e-pharma сервис доставки до двери так и не занял сколь-нибудь достойной доли среди способов получения купленного. И именно в e-pharma отгрузка основных товарных категорий (по стоимости) до сих пор возможна только из аптек, нормально работающих в off-line аптек! Фармретейл вновь показал свою уникальность.
Поэтому – к цифрам. Без эмоций и мифов! Тем более, что реальность гораздо интересней их.
- Объем ЛП, реализованных через онлайн в 2020 году, составил 72 млрд. руб. (6,3% от всех коммерческих продаж).
- Доля e-commerce в продажах всех аптечных товаров (с учетом БАД, косметики и всей парафармы) выше, чем доля e-com в продаже лекарств. В декабре 2020 они достигли и 8,2% и 7,8% соответственно.
- Доля e-com в Москве значительно выше, чем в остальной России: 17,6% против 6,2% тоже на декабрь 2020.
- В on-line торговле уже участвуют более 44% аптечных учреждений, но только чуть более 13 000 используя полученную на on-line торговлю ЛП лицензиями. Остальные – в качестве ПВЗ.
- On-line продажи в фарме, растут даже быстрее всего коммерческого фармрынка, в целом, за 2020 выросшего аж на 10,6%.
- Средневзвешенная стоимость упаковки в e-pharma выше, чем в off-line. А на рецептурные ЛП, значительно выше!
- Потребительские корзины в e-pharma и привычной аптечной рознице заметно различаются.
- Среди аптечных товаров самой высокой долей e-con обладают БАД и косметика: по 9,3% и 8,8% соответственно. Но доля самих этих категорий в аптечных продажах значительно ниже доли лекарств в стоимостном выражении, хотя в 2020 аптеки для этих категорий стали неким островком стабильности в продажах.
- Лидером в e-pharme по итогам 2020 стал производитель отмеченный Гугул, как компания наиболее активная в on-line коммуникациях с потребителями.
Больше самой детальной информации по e-pharma, да и о фарме в целом, по ссылке https://dsm.ru/news-reports/