СОЮЗФАРМА

СОЮЗФАРМА

Ассоциация аптечных учреждений

Войти   Вступить в СРО

Паче маянья: с какими показателями коммерческий фармрынок шагнул во второй квартал


Подогретый эпидемией коронавируса ажиотажный спрос, бодривший розницу в феврале и марте, к началу второго квартала сдулся. Покупатели, компенсируя свои опасения по поводу возможного подорожания и дефицита аптечных товаров, запаслись чем хотели и могли. И в апреле, традиционно успешном для аптечных сетей, игроки зафиксировали совокупное падение выручки год к году на 10–30%. Больше прочих – на 50–70% – просели точки, прежде обильно питавшиеся трафиком торгово-развлекательных и бизнес-центров. Управленцам розничных компаний пришлось всю весну провести в переговорах – с арендодателями, поставщиками и собственным персоналом. Путем сложных компромиссов и оптимизации затрат большинству сетевиков пока удалось сохранить бизнес, но ни глубину падения, ни перспективу восстановления рынка прогнозировать не берется никто. Vademecum замерил уровень пессимизма.

ТОЧЕЧНОЕ РАССТРОЙСТВО

Особенно пострадали игроки, чьи обороты зависели от трафиковых точек, расположенных возле станций метро, в торговых и бизнес-центрах Москвы и Санкт-Петербурга. Выручка аптек таких локаций московской сети «Диалог» в апреле-мае сократилась в отдельных случаях до 67% год к году, сети «Аптека24 – Дежурная аптека» – до 50%. Сетует на снижение оборота в соседствующих с метро точках более чем на 30% и представитель другой московской сети из ТОП20.

Суммарные по сети показатели тоже схлопнулись: «Аптека24 – Дежурная аптека», например, в апреле-мае потеряла год к году 30% выручки. Причем май оказался хуже апреля, свидетельствует генеральный директор сети Алексей Пушкин: «Многие переехали на дачу, да и из-за самоизоляции меньше болеют, простужаются, спрос сохранился  на препараты от хронических болезней». Впрочем, точки в спальных районах чувствуют себя гораздо лучше, некоторые из них даже выросли like-for-like, отмечает директор «Диалога» Тамерлан Салиев.

«Единственная точка в торговом центре не закрывалась, потому что расположена на входе, рядом с продуктовым магазином. Пострадали только аптеки, находящиеся возле госграницы и прежде популярные у иностранцев», -- замечает директор сети «Родник здоровья» Сергей Симоненко.

Участники рынка считают, что больше всех среди столичных сетей должна была пострадать «36,6», не менее половины из ТОП20 наиболее доходных точек сети исторически располагались в торговых центрах, а всего на долю ТЦ приходится не менее 30% от общего числа точек сети в Москве. Однако гендиректор «36,6» Александр Кузин уверяет, что совокупный объем продаж в апреле-мае год к году у его компании не изменился: «Выручка на стрите, в спальном районе и в торговом центре может отличаться в разы, а в области сейчас покупают больше, чем в Москве».

Владельцы региональных аптечных сетей таким безоблачным балансом, как у «36,6» похвастаться не могут: в белгородской «Таблеточке» говорят о сокращении продаж на 10%, в воронежской «Фармии» оценивают спад в 17%.

Снижение трафика несколько компенсирует рост среднего чека. «Люди заходят в аптеку реже, но покупают при этом больше», – утверждает Кузин. Значительно сократились импульсные покупки: теперь люди выходят из дома за конкретным перечнем необходимых препаратов, отсюда – более высокий средний чек, объясняет владелец сети «Нео-Фарм» Евгений Нифантьев.

Прежний спрос на товары, ассоциируемые с пандемией, в апреле-мае сети уже не вытягивал. Ажиотаж вокруг медицинских масок, например, к маю угас – дефицит был преодолен, цены заметно упали, и сети, решившие в феврале запастись большим объемом средств индивидуальной защиты впрок, теперь вынуждены распродавать их – иногда и по цене, ниже закупочной. В скованной масочным режимом Москве маски лежат даже в палатках с мороженым, аптеки свои позиции потеряли, сетует Алексей Пушкин.

ШТИЛЬ-ЛАЙФ

«Рынок замер, притих», – делятся своими впечатлениями представители сетей, однако с массовым сокращением точек не торопятся: терять трафиковые локации никому не хочется. Тем более что пока посредством переговоров удается сокращать издержки, в том числе по двум основным расходным статьям – аренде и персоналу.

У «Риглы» во втором квартале приостановили работу 19 точек, расположенных в закрывшихся из-за ограничений торговых и бизнес-центрах: площади, говорит гендиректор сети Александр Филиппов, находятся на арендных каникулах. Есть временно замороженные точки и у «36,6» – например, в ГУМе. «Сейчас мы ведем активные переговоры с нашими арендодателями. Многие идут нам навстречу, но не все. Если точка будет убыточна из-за высокой арендной платы, мы готовы закрыть ее, но пока говорить об этом преждевременно, мы надеемся на конструктивные переговоры», – говорит Кузин.

Белгородская «Таблеточка» тоже договорилась о каникулах и точки не закрывала, но разработала план по оптимизации на случай, если выручка упадет ниже определенного показателя. «Диалог» договорился с арендодателями о скидке – от 4% до 35% по разным локациям. Четыре контрагента на уступки не пошли, но и эти точки пока закрываться не будут, говорит Тамерлан Салиев: «В апреле и мае – это дотационные организмы, надеемся, что после отмены самоизоляции они восстановятся». В «Аптека 24 – Дежурная аптека» договорились о скидках по аренде на 30–50%, в «Роднике здоровья»&«ЛекОптТорге» – в среднем на 35%. «С некоторыми арендодателями переговоры зашли в тупик, они уступили только после объявления о том, что мы покидаем помещение, – рассказывает Пушкин. – Но, если выручка останется на уровне мая, 1-2 точки придется закрывать».

Сокращений персонала в аптечном сегменте пока не последовало. В двух сетях рассказали, что отменили возможность подработок для персонала, сократив число работающих касс в смену.

В «Таблеточке» работают с ассортиментом – в частности, через сокращение в той или иной категории наименее маржинальных позиций: товары убираются из матрицы автоматически и вновь не закупаются, рассказал руководитель сети Вадим Раньшиков.

«Фармии» удалось перенести часть платежей контрагентам на более поздние сроки. «Все понимают, что это временный период, многие пошли на уступки», – говорит гендиректор сети Роман Кубанев. Агрессии со стороны конкурентов в нынешней ситуации он тоже не ждет: «Есть ощущение, что рынок немного замер. Нет новых открытий. Все сети, которые позиционируют себя как супердискаунтеры, выключили затраты на маркетинг, нет громких рекламных кампаний. Я подозреваю, что все притихли в неком ожидании, потому что не совсем понятно, во что сейчас вкладываться, на что снижать цены. Внутренняя эффективность, на мой взгляд, сейчас важнее».

ПОСТАВИЛИ НА ВИД

В марте-апреле дистрибьюторы жестко контролировали превышение товарных лимитов, свидетельствуют представители розничных компаний. «Если лимит выбран, один из вариантов его увеличения – расширение финансового обеспечения. Есть и другие возможности – оплатить поставки в более ранние сроки или купить часть товара по предоплате», – подтверждает тенденцию директор по развитию ФК «Пульс» Сергей Еськин. В «ФК Гранд Капитал» со второго квартала все отгрузки осуществляют только при наличии обеспечения, платежная дисциплина при этом соответствуют сезону, сказал гендиректор компании Денис Ременяко.

«У нас пока идеальная платежная дисциплина, хотя, чтобы ее соблюдать, проходится не только забыть о прибыли, но иногда и добавлять из собственных средств. Но политика дистрибьюторов – получить деньги сейчас. Многим снижают отсрочки, а срок оборачиваемости товара при этом в аптеках увеличивается. Какие-то сети могут потерять стабильность, а это сейчас опасно», – считает Алексей Пушкин.

Однако в том же апреле многие дистрибьюторы, опасаясь потери клиентов и падения оборотов, все же пошли на некоторые уступки аптекам. «Кризис – как волна. Если он случится, то сначала затронет сети, потом – дистрибьюторов, потом – производителей. Пока можно этого избежать: нужно договариваться», – полагает генеральный директор «Магнит Фарма» Владимир Малинников.

«Рынок перезатарился, и текущие закупки у поставщиков сократились на 30%», – свидетельствует Вадим Раньшиков. «Варварства на рынке нет точно. Все всё понимают, – подтверждает Роман Кубанев. – Разве что для неэффективных сетей обрезана возможность на халяву пользоваться дистрибьюторскими деньгами, открывать направо и налево лимиты».

Некоторые сети, страхуя свои риски остаться без товара, решили прописать в соглашениях с дистрибьюторами их встречные обязательства. «Это нечто новое во взаимоотношениях с поставщиками, – говорит Раньшиков. – Они хотят стабильных платежей, без задержек, страхование своих рисков по возврату дебиторской задолженности, поддержание или даже увеличения оборотов, – и все это мы предоставляем. Но и мы хотим страховки на выполнение их договорных обязательств».

Дальнейшая стратегия сетей, как и новые повороты во взаимоотношениях розницы с поставщиками, зависят от скорости восстановления покупательского спроса. И оптимизма в прогнозах пока не много. Директор по продажам ЦВ «Протек» Денис Красильников, например, уверен, что рецессия продлится до конца лета, а осенью возможна вторая волна COVID-19 и, как следствие, усугубление кризиса.

 

Источник: Vademec.ru

Партнеры