СОЮЗФАРМА

Ассоциация аптечных учреждений

Вступить  

Рынок БАД: время думать о долгосрочной стратегии


Рынок БАД: время думать о долгосрочной стратегии

29 ноября в Москве состоялась Первая международная конференция «Что происходит на рынке БАД?». На пленарном заседании, в котором приняли участие представители органов власти, ассоциаций и компаний-производителей, активно обсуждалась тема регулирования отрасли и путей ее дальнейшего развития.

Биологически активные добавки относят к пищевой продукции, в соответствии с нормами Российской Федерации и Евразийского экономического союза, и вопросами регулирования в данной сфере занимается Роспотребнадзор. Несмотря на то, что территориальными органами регулярно проводятся проверки, как в отношении производителей БАД, так и в отношении аптек, осуществляющих их реализацию, оборот фальсифицированных продуктов остается весьма острой темой. В частности, участники конференции отметили, что наши потребители пока не полностью защищены в сегменте импортных интернет-предложений. Александр Жестков, исполнительный директор Союза производителей БАДов, привел в пример сервис iHerb, с иском к которому он обращался через судебные органы. Сутью обращения в Генпрокуратуру была необходимость блокировки на сайте iHerb информации о несертифицированных в России БАДах. Вместе с тем, Жестков отметил, что интернет-площадки, подобные iHerb – это удобно с точки зрения логистики, хоть это и несет в себе определенные риски. По его мнению, выстраивание доступных логистических цепочек для ответственных производителей, вместе с усовершенствованием регулирования, например, отменой устаревших СанПиНов даст отрасли возможность эффективного развития на благо потребителей.

Алексей Волков, начальник Управления организации контрольно-надзорной деятельности и оказания государственных услуг Роспотребнадзора, рассказал, что ведомство обращает особое внимание на риски, связанные с оборотом фальсифицированных БАД.

«Мы приветствуем проведение Первой международной конференции «Что происходит на рынке БАД?», и еще раз призываем совместно бороться с недобросовестными производителями. Роспотребнадзор принимает меры для выявления таких случаев, но порой у нас недостаточно информации. В рамках проведения контролирующих мероприятий, зачастую, мы выявляем так называемых «фантомных» производителей, с которыми бороться достаточно трудно. Если у кого-то есть подобная информация, отправляйте сообщения в Роспотребнадзор. На нашем сайте есть специальный раздел, где хранятся сведения о проведении проверок, о продукции, не отвечающей техническим регламентам. Там можно проследить всю историю по конкретным делам. Призываю вас почаще приходить на ресурс и делиться полезной информацией» — отметил Алексей Волков.

Эксперт также рассказал, что Роспотребнадзор работает над созданием новых регламентов и правил, касающихся оборота БАД. Например, одна из инициатив посвящена вопросу введения потребителей в заблуждение посредством этикетки. Бывают случаи, когда название продукта напрямую отсылает к наименованию лекарственных средств, или содержит некорректные высказывания, обещающие «терапию», или «лечебный эффект». Подобные ситуации необходимо устранить, проработав соответствующие требования.

В целом, сфера производства и оборота БАД, по мнению экспертов, будет двигаться в сторону цивилизованного регулирования, и для этого нужно выработать стратегию. К этому призвал Владислав Шестаков, Директор ФБУ «Государственный институт лекарственных средств и надлежащих практик» Минпромторга России.

«Положение о порядке и условиях проведения контроля качества и безопасности БАД и специализированных пищевых продуктов для питания спортсменов было утверждено в этом году в Республике Беларусь. В ряде стран, включая, например, Вьетнам и Таиланд, производство БАД должно соответствовать нормам GMP.  Механизмы регулирования на государственном уровне, которые позволят контролировать производителей БАД, должны быть выработаны и у нас. Нужно внедрить стандарты, которые создадут уровень входа на рынок, ведь не каждый и не во всяких условиях может быть производителем БАД. Также важно понимать, куда мы движемся – что будет востребовано со стороны пациентского сообщества, какие меры и рычаги господдержки нужны. Для этого нужна стратегия развития отрасли. Нас ждут серьезные перемены в рамках создания единого рынка ЕАЭС, и нужно объединять усилия для выработки гармонизированных подходов, создавая равные условия для всех стран-членов союза. Требуется совместная работа ассоциаций, регуляторов и производителей. Необходимо четко проработать все вопросы, и если нужно, то создать требования к производителям внутри страны и экспортерам» — сказал Владислав Шестаков.

Директор ФБУ «ГИЛС и НП» Минпромторга России напомнил, что в 2016 году, на рабочей встрече с ассоциацией производителей БАД, большинство высказалось против внедрения промышленных стандартов, например GMP-практик, в сфере БАД. Тогда это было расценено, как дополнительный барьер. Но сегодня, возможно, пришло время вновь вернуться к этой теме. Мир развивается, и если стоит задача оставаться эффективными и составлять конкуренцию в рамках ЕАЭС, то нужно задуматься над развитием в сфере стандартов и контроля. Биологически активные добавки – это востребованная продукция, и очень важно, чтобы ей доверяли потребители.

Нелли Игнатьева, Исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей (РААС), высказала мнение, что добросовестные производители БАД, производители лекарственных средств, а также аптеки имеют общие цели.

«Мы понимаем, что БАД – это не лекарства, но тем не менее цели и задачи у нас общие. Мы заботимся о здоровье человека и его благополучии. Когда-то наша ассоциация отстаивала БАДы, как категорию продажи в аптеках. Сегодня многое меняется. Предстоит ввод интернет-торговли и системы маркировки. Я верю в эффективное и прозрачное регулирование для БАД, совместную борьбу с фальсификатом, а также во взаимовыгодное развитие данного сегмента продаж» — подчеркнула Нелли Игнатьева.

Что касается маркировки, то данный вопрос в контексте биологически активных добавок отсрочен во времени. Однако, участники конференции пришли к выводу, что рано, или поздно это случится, ведь все легальные торговые каналы будут идти к маркировке. Возможно, что помимо добровольной сертификации производства БАД на основе ГОСТов, отрасль придет к внедрению GMP-стандартов. Ведь беря на себя более серьезные обязательства, производители становятся в глазах потребителей и регуляторов более надежными и уважаемыми, а значит приобретают конкурентное преимущество.

 

Источник: gmpnews.ru