СОЮЗФАРМА

СОЮЗФАРМА

Ассоциация аптечных учреждений

Войти   Вступить в СРО

Юристы оценили идею маркировки лекарств, влияющих на управление машиной


МВД одобрила идею начальника столичной Госавтоинспекции Александра Быкова маркировать лекарства, несовместимые с вождением автомобиля. По его словам, к примеру, можно размещать на них перечеркнутое изображение машины. Опрошенные Право.ru эксперты отмечают, что эта инициатива может привести к росту стоимости препаратов.

МВД поддерживает идею введения специальной маркировки на упаковках лекарств и создание перечня медикаментов, которые влияют на поведение водителя, пишет ТАСС со ссылкой на пресс-центр ведомства.

В полиции считают, что остается актуальным вопрос информированности водителей о содержании в лекарствах веществ, вызывающих состояние опьянения. Законодательство запрещает управлять автомобилем в состоянии любого вида опьянения, независимо от причины. Оно может стать следствием употребления разрешенных к применению лекарственных препаратов.

В начале июля Госавтоинспекция предложила Минздраву составить реестр лекарственных препаратов, под воздействием которых нельзя управлять автомобилем. По словам начальника управления ГИБДД ГУ МВД России по Москве Александра Быкова, на упаковке таких лекарств можно нарисовать красный круг и перечеркнутое изображение машины. Он также отметил, правилами дорожного движения запрещено управлять транспортным средством под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих внимание и реакцию.

Упадет ли спрос на такие препараты?

«Маловероятно, что маркировка сама по себе окажет большое влияние на потребительский спрос (за исключением падения спроса ввиду роста стоимости препаратов), так как приобретение препарата автоматически не делает вас нарушителем», — отмечает Константин Шарловский, руководитель практики «Фармацевтика и здравоохранение» Пепеляев Групп Он добавляет, при возникновении ДТП, в котором предположительно виноват водитель, принявший  негативно влияющий на возможности управления автомобилем препарат, необходимо определить и доказать:

  • факт употребления препарата водителем;
  • его негативное влияние на состояние водителя;
  • наличие данных о таком возможном влиянии в инструкции, на упаковке;
  • причинно-следственную связь между возникшим состоянием и ДТП.

«И здесь возникает еще один вопрос ― разработаны ли методики для экспресс- или иных исследований, позволяющих достоверно выявить факт приема таких препаратов, а также методики, позволяющие определить, оказал ли прием таких препаратов реальное влияние на способность управлять автомобилем в конкретном случае?» — обращает внимание эксперт.

Возможные проблемы

Александр Гаврилов, руководящий юрист BIRCH LEGAL (ранее Eversheds Sutherland) , отметил, что эта инициатива повлечет дополнительные обязательства производителей лекарств, которые вынуждены будут добавлять новый элемент на упаковку. По его мнению, это неизбежно приведет к дополнительным расходам, которые могут повлиять на ценообразование. При этом эксперт отметил, что фармацевтический рынок достаточно устойчив к таким нововведениям. Если требования к маркировке не будут избыточными, индустрия оперативно адаптируется, например, разместив соответствующие стикеры на вторичную упаковку лекарства. Гаврилов также предположил, что у этой меры будет позитивный эффект, так как маркировка будет привлекать внимание и влиять на решение водителя садиться за руль.

По словам Шарловского, прежде чем решать вопрос о нанесении дополнительной маркировки на препараты, необходимо определиться с ответами на ряд смежных вопросов: 

  • Может ли быть установлена единая стандартизованная методология оценки влияния препаратов на способность управления автомобилем? Проводились ли подобные исследования при регистрации каждого конкретного препарата?
  • Все ли идентичные с химической точки зрения препараты содержат одинаковые указания в инструкциях относительно влияния на водителей?
  • Во всех ли случаях влияние на способность управления автомобилем будет идентичным?

Установка дополнительных обязательств в части маркировки лекарств, в том числе импортных, может в моменте негативно сказаться на их доступности, так как, в частности, необходимо будет вносить соответствующие изменения в регистрационное досье на препарат и корректировать производственные макеты, а также может стать причиной роста стоимости таких препаратов либо сокращения их ассортимента, добавил Шарловский.

Источник: ПРАВО.RU

Партнеры