СОЮЗФАРМА

СОЮЗФАРМА

Ассоциация аптечных учреждений

Войти   Вступить в СРО

НУЖНА СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ


Хотелось бы отметить, что по состоянию на сегодня отпуск лекарственных препаратов по электронным рецептам регламентирован гл. IV "Особенности отпуска лекарственных препаратов по рецептам в форме электронного документа" приказа Минздрава России от 11.07.17 №403н (в ред. от 07.07.20) "Об утверждении правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения...".

Гамова Елена,  руководитель юридической службы ААУ "СоюзФарма"

При этом в указанной главе предусмотрены всего лишь три правовые нормы, касающиеся непосредственно отпуска лекарственных препаратов по электронным рецептам, которые нашли свое закрепление в пунктах 32-34 приказа №403н.

Так, согласно действующим правилам, отпуск лекарственных препаратов по электронным рецептам будет осуществляться аптечными организациями в случае принятия соответствующего решения уполномоченным органом субъекта РФ об использовании на территории данного субъекта рецептов, сформированных в виде электронных документов.

Для отпуска по электронным рецептам аптечные организации должны иметь подключение к государственной информационной системе в сфере здравоохранения субъекта РФ, которое обеспечивается уполномоченным органом власти субъекта. При этом технические требования к информационному обмену между аптечной организацией и единой системой (в т.ч. к идентификации рецепта в форме электронного документа и лица, обратившегося за отпуском лекарственных препаратов по такому документу) также будут устанавливаться решением уполномоченного органа соответствующего региона.

Что же касается порядка оформления рецептов медицинскими работниками, то он регламентируется приказом Минздрава РФ от 14.01.19 №4н (ред. от 11.12.19) "Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения". При этом в случае оформления электронного рецепта его дубликат на бумажном носителе врач будет выдавать пациенту только по его требованию.

Таким образом, можно увидеть, что по состоянию на настоящее время надлежащее правовое регулирование, касающееся отпуска лекарственных препаратов по электронным рецептам, отсутствует и будет определяться отдельно уполномоченным органом субъекта РФ.

Соответственно, определенные риски внедрения электронных рецептов все же существуют. Так как все-таки не нужно забывать, что право на охрану здоровья и право на медицинскую помощь, право на лекарственное обеспечение является правом, которое гарантируется всем гражданам Конституцией РФ. И указанное право граждан не должно быть нарушено - например, в случае сбоя системы и (или) нарушений в работе средств связи (телекоммуникационных сетей и интернета), а также по каким-либо другим техническим причинам, наступление которых не зависит от волеизъявления сторон.

Нельзя забывать и о врачах, которые будут выписывать электронные рецепты. И об аптечных организациях, которые выступают конечным звеном в данной цепочке, и непосредственно будут работать с электронными рецептами в единой информационной системе, осуществляя по этим документам отпуск лекарственных препаратов.

Хотелось бы подчеркнуть: новая система отпуска лекарственных средств по электронным рецептам не должна принести вред ни гражданам (т.е. пациентам), ни врачам и фармацевтическим работникам, ни аптечным и медицинским учреждениям. В том числе подключение к единой информационной системе (а оно является необходимым условием для отпуска лекарственных препаратов по электронным рецептам) не должно повлечь за собой дополнительные издержки и расходы для аптечных организаций.

Полагаем, что в данном случае Минздрав РФ должен обеспечить бесперебойную работу ресурса - единой информационной системы, а также хранение и защиту персональных данных.

В этих целях федеральному органу исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов РФ было бы целесообразно провести совместную работу по нескольким ключевым направлениям:

детально проработать механизм работы с электронными рецептами и отпуска по таким рецептам, а также механизм взаимодействия между аптечной организацией и ЕГИСЗ;

на законодательном уровне предусмотреть и закрепить механизм действий для врачей, аптечных организаций на случай возникновения ситуаций, не зависящих от воли сторон: неисправности информационных систем, вызванной техническими сбоями, нарушений в работе средств связи (телекоммуникационных сетей и интернета), отключения электроэнергии, а также в иных непредвиденных случаях, не зависящих от аптеки или врача, при работе с электронными рецептами.

 

 

 

Партнеры